Скульптурный комплекс «Фармация в веках»

Размещен около нового учебного комплекса Национального фармацевтического университета (ул. Блюхера,4) среди типичных жилых домов Салтовского массива на околице города. Авторы заслуженный художник Украины, скульптор С.А. Гурбанов, народный архитектор Украини Ю.М. Шкодовский. Размеры центральной фигуры 4Х1Х1м. Статуя «Аптекар»- 2Х1,8Х0,7м), композиция «Будущее фармации»- 3,5Х1,2Х1,4м., земной шар диаметром 1,35 м.

Идея сооружения памятника возникла у ректора НФаУ доктора фармацевтических наук, заслуженного деятеля науки и техники Украини В.П. Черних, во время празднований дня фармацевтического работника в сентябре в 2001 г. Он же разработал эстетичную программу комплекса.

Руководили строительством и сбором средств благотворительный фонд выпускников Харьковской фармацевтической высшей школы, который возглавлял профессор О.Г. Башура.

Главная идея комплекса показать многовековое развитие от малоизвестных ликувальникив-аптекарей к будущим провизорам и ученым, которые в состоянии не только успешно бороться с болезнями но и продолжить жизнь человечества в целом.

 Национальный фармацевтический университет был основан в 1805 г., как кафедра Харьковского университета, который в настоящий момент имеет название Харьковский Национальный университет им. Каразина. За мнением В.П. Черних Харьков является колыбелью фармации Украины. Здесь воспитывали специалистов-фармацевтов с высшим образованием в течение двух веков.

 Центральная часть комплекса посвящена «ПАНАЦЕЕ» – древнегреческой богине, имя которой переводится, как «целительница». И с древних времен стало общеупотребительным в европейских языках.

 С.А. Гурбанов воплотил богиню в виде цветущей, доридной женщины с рецептурным справочником и весами в руках. Вспомним крылатую поговорку «Точно, как в аптеке». Образ богини окутан хитоном, который спадает мягкой рябью наземь. Со стороны чела «ПАНАЦЕЯ» преисполнена величию и сосредоточенности. Если посмотреть на фигуру богини в профиль, то лучше чувствуется красота и стройность фигуры, и мерная поступь, навстречу людям.

 Высокий постамент треугольной формы, который направлен острым углом в перед только помогает почувствовать это движение. Центральная фигура Панацеи в двое больше боковых частей ансамбля, к тому же и поставленная на высокий постамент, потому ее движение предоставляет торжественный ритм всему комплексу.

Слева на расстоянии 5 м. На ступенчатому пьедестале размещена статуя «АПТЕКАРЯ» в университетской мантии и магистерском четырехугольнике (шапке). Он олицетворяет аптекарей средневековых суток. Эта статуя подчеркивает древние истоки профессии фармацевта. Мастер составляет необходимую смесь в большой ступе. Его сосредоточенность вызывает уважение. Фигура древнего фармацевта воспринимается, как своеобразный гимн тяжелому повседневному труду, такому нужному больным. В наши компьютерные сутки эта статуя образно выражает искреннюю благодарность современных провизоров предыдущим генерациям мастеров, что интуитивно на помацки искали новые и новые лекарства. Статуя отлитая из бронзы в натуральный размер и размещенная на лаве так, что современная молодежь охотно садится рядом и чувствует себя на одно мгновение духовным родственником, или коллегой специалиста давних времен.

 Справа от Панацеи размещенная группа «БУДУЩЕЕ ФАРМАЦИИ». Над земным шаром злита широкая лента. На этой бинди, как на своеобразной основе возвышается надменная пара молодых дипломантов в магистерских мантиях и плоскостных уборах. Юноша высоко вздымает факел – своеобразный символ воодушевления, клятвы вековечного служения, человечеству. Девушка уверенно держит в ладонях диплом магистра. Данный образ воплощает преданность профессии. Эта скульптурная группа у одежды, которая развивается по ветру выражает торжество и уверенность в развитии фармации на всему земному шару. Мнение авторов проекта прочитывается выразительно и, даже, патетически.

 Удачно здесь совмещается светлое полирование бронзовых фигур с темной патинировкой земного шара и бинди. Жовтохолодна группа молодежи благодаря темному цвету подпорки легче взлетает к горе. Отвесному движению группы также способствует видовженисть пропорций и волновой ритм бинди и мантий. Поражает в этой композиции меткость конструктивного расчета в сочетании достаточно разнообразных по объему геометрических фигур. Кое-что смущает неcохожесть масштабов групп одного комплекса. Небольшая за высотой пара магистров немного теряется на фоне великоватого багатосходинкового постамента и больших за размерами фигур «Панацеи» и «Аптекаря». Следует отметить артистическое полирование и тонирование статуй, благодаря чему весь ансамбль воспринимается, как закончено ювелирное произведение.

 Достаточно метко решенное в этом комплексе мнение преемственности разных генераций (поколений) фармацевтов. Комплекс удался более европизованим чем украинским. Следует помнить, что Харьков – столица украинской фармации.

Вся территория вокруг скульптурного комплекса (около 250 м2) изложена цветной декоративной плиткой с хорошо подобранным к теплому тону постамента. Вокруг обзорной площадки расположены ленточные обои из туи и елок и небольшие декоративные пирамидальные туи, елки, сосны. Нарядная архитектурная и ландшафтная отделка его подчиненность надписи «Национальный фармацевтический университет» подчеркивает красоту и ауру почтительности к этому комплексу. Ансамбль открыто в год 350-риччя города Харькова и в честь 200-лиття основания высшей фармацевтической школы на Украине. Это единственный в мире скульптурный комплекс посвящен прославлению профессии фармацевта.

Владимир Путятин

 ЛІТЕРАТУРА

Історія Національного фармацевтичного університету: люді, події, факти. За загальною редакцією члена кореспондента НАН України В.П. Черних Харків НФаУ 2005
Мітіна Е. Фармація в веках «Молодість фармації» №7 (18) вересень 2004
Путятін В.Д. Пам’ятник ювілейному Харкову Культурна спадщина Слобожанщини культура і мистецтво. Число 4. Харків курсор. 2005 с 67-69
Путятін В.Д. Універсальний майстер Слобожанщини Сейффаддин Гурбанов «Культурна спадщина Слобожанщини». Культура і мистецтво. Число 5 Харків курсор. 2005 с 79-81
Черних В.П. «С любовью тебе, Аlma mater» Харків НФаУ 2005 с 609-611

 НАДПИСИ НА ПОСТАМЕНТАХ АНСАМБЛЯ

(классическим шрифтом, золотыми буквами) на постаменте центральной статуи «ПАНАЦЕЯ»

На красной гранитной плите «ФАРМАЦИЯ В ВИКАХ»- скульптурный комплекс открыто 1 сентября в 2004 г. в честь 350-риччя Харькова и 200-риччя Национального фармацевтического университета.

 «ПАНАЦЕЯ»- родной Alma mater от фармацевтического сообщества и благотворительного фонда выпускников. Автор идеи проекта «ФАРМАЦИЯ В ВОЗРАСТАХ» – ректор НФаУ Черних В.П., скульптор Гурбанов С.А., архитектор Шкодовский Ю.М.

 В создании комплекса активно участвовали: Башура Александр Геннадиевич., Гриценко Иван Семенович, Доровский Александр Викторович., Канцедал Леонид Михайлович, Гудзенко Александр Павлович, Яремчук Александр Афанасийович (Беларусь), Прокопенко Тина Сулеймановна, Глушко Сергей Николаевич, Фильштинский Леонид Михайлович С тыловой стороны памятника на бронзовой доске среди геральдических ветвей и лент надпись:

 Ректоры
Национального фармацевтического университета:

1921-1922 Микола Овксентійович Валяшко
1922-1930 Лев Харитонович Духін
1930-1936 Микола Іванович Пирогов
1936-1937 Борис Миколайович Станіславський
1937-1939 Терентій Якович Калиниченко
1939-1941 Естер Ізраїлівна Алексенцева
1941-1942 Юліан Галактинович Борисюк
1942-1944 Марія Борисівна Волинська
1944-1959 Юліан Галактинович Борисюк
1959-1971 Григорій Прокопович Півненко
1971-1980 Дмитро Павлович Сало

 НАДПИСИ НА ПЪЕДИСТАЛАХ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ КОМПЛЕКСА

2 «АПТЕКАР»
3 «МАЙБУТНЄ ФАРМАЦІЇ»

ФАМИЛИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Башура Олександр Геннадиевич
Гурбанов Сейффаддин Али-Огли
Черных Валентин Петрович
Шкодовский Юрий Михайлович
НФаУ- Национальный фармацевтический университет