Скульптурный комплекс «Фармация в веках» (2004 г.)

Размещен около нового учебного комплекса Национального фармацевтического университета (ул. Валентиновская,4) среди типичных жилых домов Салтовского массива на околице города. Авторы заслуженный художник Украины, скульптор С.А. Гурбанов, народный архитектор Украини Ю.М. Шкодовский. Размеры центральной фигуры 4Х1Х1м. Статуя «Аптекар»- 2Х1,8Х0,7м), композиция «Будущее фармации»- 3,5Х1,2Х1,4м., земной шар диаметром 1,35 м.

Идея сооружения памятника возникла у ректора НФаУ доктора фармацевтических наук, заслуженного деятеля науки и техники Украини В.П. Черних, во время празднований дня фармацевтического работника в сентябре в 2001 г. Он же разработал эстетичную программу комплекса.

Руководили строительством и сбором средств благотворительный фонд выпускников Харьковской фармацевтической высшей школы, который возглавлял профессор А.Г. Башура.

 

Главная идея комплекса — показать многовековое развитие от малоизвестных аптекарей к будущим провизорам и ученым, которые в состоянии не только успешно бороться с болезнями, но и продолжить жизнь человечества в целом.

Центральная часть комплекса посвящена «ПАНАЦЕЕ» – древнегреческой богине, имя которой переводится, как «целительница». И с древних времен стало общеупотребительным в европейских языках.

 С.А. Гурбанов воплотил богиню в виде цветущей, дородной женщины с рецептурным справочником и весами в руках. Вспомним крылатую поговорку «Точно, как в аптеке». Образ богини окутан хитоном, который спадает мягкой рябью наземь. Если посмотреть на фигуру богини в профиль, то лучше чувствуется красота и стройность , и мерная поступь, навстречу людям. Высокий постамент треугольной формы, который направлен острым углом в перед только помогает почувствовать это движение. Центральная фигура Панацеи в двое больше боковых частей ансамбля, к тому же и поставленная на высокий постамент, потому ее движение предоставляет торжественный ритм всему комплексу.

Слева на расстоянии 5 м. на ступенчатом пьедестале размещена статуя «АПТЕКАРЯ» в университетской мантии и магистерском четырехугольнике (шапке). Он олицетворяет аптекарей средневековых суток. Эта статуя подчеркивает древние истоки профессии фармацевта. Мастер составляет необходимую смесь в большой ступе. Его сосредоточенность вызывает уважение. Фигура древнего фармацевта воспринимается, как своеобразный гимн тяжелому повседневному труду, такому нужному больным. В наши компьютерные дни эта статуя образно выражает искреннюю благодарность современных провизоров предыдущим генерациям мастеров, что интуитивно наощупь искали новые и новые лекарства. Статуя отлитая из бронзы в натуральный размер и размещенная на лаве так, что современная молодежь охотно садится рядом и чувствует себя на одно мгновение духовным родственником, или коллегой специалиста давних времен.

Справа от Панацеи размещенная группа «БУДУЩЕЕ ФАРМАЦИИ». Над земным шаром — широкая лента. На этой бинде, как на своеобразной основе возвышается надменная пара молодых дипломантов в магистерских мантиях и плоскостных уборах. Юноша высоко вздымает факел – своеобразный символ воодушевления, клятвы вековечного служения, человечеству. Девушка уверенно держит в ладонях диплом магистра. Данный образ воплощает преданность профессии. Эта скульптурная группа выражает торжество и уверенность в развитии фармации по всему земному шару. Мнение авторов проекта прочитывается выразительно и, даже, патетически.

 Удачно здесь совмещается светлое полирование бронзовых фигур с темной полировкой земного шара и бинды. Поражает в этой композиции меткость конструктивного расчета в сочетании достаточно разнообразных по объему геометрических фигур. 

 Достаточно метко решенное в этом комплексе мнение преемственности разных генераций (поколений) фармацевтов. Комплекс удался более европизованим чем украинским. Следует помнить, что Харьков – столица украинской фармации.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Історія Національного фармацевтичного університету: люді, події, факти. За загальною редакцією члена кореспондента НАН України В.П. Черних Харків НФаУ 2005
  2. Мітіна Е. Фармація в веках «Молодість фармації» №7 (18) вересень 2004
  3. Путятін В.Д. Пам’ятник ювілейному Харкову Культурна спадщина Слобожанщини культура і мистецтво. Число 4. Харків курсор. 2005 с 67-69
  4. Путятін В.Д. Універсальний майстер Слобожанщини Сейффаддин Гурбанов «Культурна спадщина Слобожанщини». Культура і мистецтво. Число 5 Харків курсор. 2005 с 79-81
  5. Черних В.П. «С любовью тебе, Аlma mater» Харків НФаУ 2005 с 609-611

 НАДПИСИ НА ПОСТАМЕНТАХ АНСАМБЛЯ

(классическим шрифтом, золотыми буквами) на постаменте центральной статуи «ПАНАЦЕЯ»

На красной гранитной плите «ФАРМАЦІЯ У ВІКАХ»- скульптурный комплекс открыто 1 сентября в 2004 г. в честь 350-риччя Харькова и 200-риччя Национального фармацевтического университета.

 «ПАНАЦЕЯ»- родной Alma mater от фармацевтического сообщества и благотворительного фонда выпускников. Автор идеи проекта «ФАРМАЦИЯ В ВОЗРАСТАХ» – ректор НФаУ Черних В.П., скульптор Гурбанов С.А., архитектор Шкодовский Ю.М.

 В создании комплекса активно участвовали: Башура Александр Геннадиевич., Гриценко Иван Семенович, Доровский Александр Викторович., Канцедал Леонид Михайлович, Гудзенко Александр Павлович, Яремчук Александр Афанасийович (Беларусь), Прокопенко Тина Сулеймановна, Глушко Сергей Николаевич, Фильштинский Леонид Михайлович